Хроника одного фестиваля

Пройдет пара дней, и в положенных соцсетях и иных источниках появится достаточное количество отзывов и заметок о нем.
А пока первые впечатления и наброски.

День первый. Солнечный ☀

За окном такая весна, что странно быть в помещениях, пусть даже и с интересными людьми. А посему буквально заставляю себя прийти, разумеется, с опозданием, но напитанная радостью и готовая воспринимать всё и вся.

Евангельский час с о. Герасимом. Человек, который живет в моем сознании штрихами.
Картинка раз. Вход семинарии. Молодой священник, еще не монах, что-то обсуждает с маститым Манихиным. Не помню, как я там рядом, но эта картинка жива, потому что спустя пару месяцев этот молодой батюшка превращается в иеромонаха Герасима. И для меня это всегда удивительный момент вновь-рождения человека…
Картинка два — всё та же семинария. Лекция о сектах.
Картинка три — о. Герасим в храме. Легкая служба льется ручьем и ты плывешь в ней, как-то непринужденно входя внутрь богослужения. Нет пауз, нет лишних движений…
И вот сегодня. Тоже очень легко. Словно он сам эта легкость. Четыре стиха Евангелия. Час совместного разбора. Но цепляет это спокойное цитирование, непривычное православному уху — глава такая-то стих такой-то. Словно наизусть знает он все эти строчки…

Егор Стрельников. Древние канты и гусли. Встать и уйти, ибо не мое. Или просто я так и не закрыла глаза, чтобы уйти в музыку. Хотя мгновениями проскальзывает Эстас и я замираю. Правда ли есть что-то в этих струнах?…

День второй. Длящийся

Академия культуры. Здание с вековой историей созвучно теме слета.
Зал с потолками в поднебесье, лепнина, паркет, полумрак. Эмоционально и ярко говорит о. Максим. Не хочется называть это лекцией несмотря на монологичность. Соборность как основополагающая часть церкви, как проявление любви… История и современность. Подвешенные вопросы собора 1917 года, часть из которых ждет нас на вечернем интерактиве. А сейчас автобус элегантно вписывается в ряды заснеженных машин и везет нас ко второму о. Максиму…

Кириллица. Родной храм, в котором всё когда-то начиналось.
Правило и делание. Что и зачем принес Христос? Любовь — мостик между верой и делом. О. Максим Соколов. С попыткой живого обсуждения, нереальной в условиях зала и такого количества слушателей.
Блистательный Крейдич. Характеризуется сознанием именно этим эпитетом. Слушаю его впервые, и внутри оттаивает память о лучших лекторах университета. Легко, иронично, пробуждая способность мыслить и думать… Парадигмы религиозного сознания. Язычники ли мы, ожидающие лепки статуи с нас? Христиане ли, почитающие текст за святыню? Станем ли однажды свободными людьми, осознанно принимающими решения?

Автобус вновь ныряет в городскую суету дорог, а у меня перед глазами плывет Москва и «Вера и слово». Октябрь. Знаменитые пробки, возвращаемся колонной после встречи с патриархом. Состояние вымотанности и радости, предвкушение приятного вечера, фразы, которые через часы станут цитатным достоянием интернета. Сегодня иначе. Но дорога навевает.

К вечеру людей становится больше, а в глазах поселяется усталость.
И шок от главного события фестиваля — интерактива. Консерваторы. Я очень люблю церковнославянский язык. Готова любоваться каждым словом, открывая разные смысловые грани. Но я за адаптацию, частичный перевод и иже. И мне это кажется, казалось, абсолютно нормальным адекватным решением. Пока я не увидела эти горящие глаза молодых людей, уверенно выступающих за неизменность языка богослужения. Вспоминаются пуристы, славянофилы, борцы за чистоту языка и те, кто готов заковать живой язык в кандалы, только бы не менять в нем ничего. Но язык живой. И уверена, что живым должно быть богослужение. Не мертвыми томами, которые надо изучить и до которых надо дорасти, а живой частью нашей жизни, чтобы слова были частью нас, чтобы смыслы были понятны нам. А расти нам есть к чему. Даже при переводе.

День третий. Литургический

Миссионерская литургия. Комментарии о. Герасима. В которых, вроде, нет ничего слишком нового и особенного. Но временами вдруг за его словами проскальзывает вечность, в которую мы встраиваемся богослужением. И ты замираешь, входя как-то по-иному в полноту Литургии.

Иногда нужен новый опыт. Причастие без исповеди. Когда ты вдруг понимаешь, что исповедь не делает тебя достойнее. Что ты вообще не можешь быть достойным Причастия своими усилиями. Что всё, что происходит, делает Бог. И в этом глубина. И Любовь Божия. К конкретному тебе, а не абстрактному человечеству.

Финал слета. Павел Фархтдинов. Не хочу говорить о нем. Просто нужно услышать…
Не получается жить на свободе тому, кто привык умирать за нее
Плачу ли я? Разучилась ли? Струны сердца в унисоне с гитарой, слова хлещут ураганным ветром. Плакать, писать, запоминать…

FacebookVKTwitterGoogle+

Хроника одного фестиваля: Один комментарий

  1. Когда не хочется срываться в пафос

    За спиной остались дни молодежного слета. Восьмого для всех и первого для меня, первый, а значит не будет в этом обзоре сравнений, вздохов или наоборот, восторженных похвал.
    Посвященный столетию революции, слет оказался, конечно, шире и глубже, чем виделось в названии. Живые лекции живых лекторов, заражающих своими эмоциями и интересом молодых слетовцев. Интерактив «Поместный собор» и две живые дискуссии. Темы, которые мы не привыкли обсуждать, но которые сегодня актуальны как никогда. Церковнославянский язык и приходской типикон. Нужны ли нам? А если да, то в каком виде, формате и качестве? И какими живыми были эти обсуждения! И какими неожиданными были решения! Изучать подробно цся? Но улучшит ли реально это знание понимание богослужения? Или все-таки нужнее катехизация и работа со смыслами текстов, а не с языком, который здесь лишь инструмент. Или не инструмент он, а поддержка сакрального пространства церкви? Смогли ли мы ответить на полноту вопросов? Конечно, нет. Но обозначив их, мы поставили себя в ситуацию, когда их решение важно для нас. Каждого из нас. И от каждого зависит, какой будет церковь 21 века. Сможем ли мы возродить лучшее, не повторяя старых ошибок? Сможем ли уйти от шаблонов? Сможем ли быть живыми?

    Слет для меня — это в очередной раз поднятая тема жизни. Формальные мы христиане или настоящие? Что для нас важнее: с постными минами помолиться в храме или помочь нуждающимся? Способны ли мы сочетать своей жизнью любовь, закон, дело? И даже не мы, а я, как часть Церкви и воинства Христова, способна ли на что-то, или православие лишь удобная сегодня традиция?

    Все мероприятия слета – шаг к осознанной жизни православного христианина. Миссионерская литургия. Комментарии для тех, кто уже не первый день в храме, и все равно нужно и актуально, чтобы не бездумно стоять и кланяться в положенные моменты, а знать, что сейчас происходит, участниками чего становимся. Евангельский час, лекции, интерактив – всё ради одной цели – пробудить мысль молодых православных христиан, сделать их осознанными членами церкви.

    Окунуться в жизнь слета, соприкоснуться с горящей молодостью форумчан, увидеть, как деятельна сегодняшняя молодежь, как способна отстаивать свое мнение, грамотно ставить вопросы и по-настоящему интересоваться происходящим. И, может быть, впервые за долгое время почувствовать себя участником мероприятия, а не сторонним наблюдателем, заражаясь живой жизнью организаторов и участников слета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *